Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

5. Врожденные формы поведения

Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

Поведение животных,прежде всего, направлено на индивидуальноеи видовое самосохранение. В процессефилогенеза сформировался целый рядврожденных рефлексов, каждый из которыхвыполняет свои конкретные функции ипринимает участие в поддержаниинормальной жизнедеятельности организма.И.П.

Павлов назвал такие врожденные реакции – безусловнымирефлексами.Безусловный рефлекс представляетспециализированную интеграцию – связьмежду определенными афферентнымисистемами и сложным эфферентным актом.

Стимулы, вызывающие специфическуюрефлекторную реакцию, называютсябезусловными раздражителями.

Безусловныерефлексы– это реакции организма, встречающиесяу всех животных данного вида; они являютсянаследственно закрепленными, врожденными.

Большинство безусловных рефлексовсохраняется у позвоночных животныхпосле удаления коры больших полушарийголовного мозга.

Из этого следует, чтобезусловные рефлексы осуществляютсяпри участии низших отделов центральнойнервной системы – спинного, продолговатого,среднего и промежуточного мозга иподкорковых ядер больших полушарий.

Безусловныерефлексы – это рефлексы, не требующиедля своего возникновения специальныхусловий.

Они генетически заданы, жестко«подогнаны» под определенные,соответствующие данному виду экологическиеусловия, и характеризуются стереотипной,видоспецифичной последовательностьюреализации поведенческого акта.

Возникаютпри появлении адекватного для каждогоиз них раздражителя, обеспечиваютвыполнение наиболее жизненно важныхфункций независимо от изменяющихсяусловий среды.

Нельзя утверждать,что безусловные рефлексы абсолютнонеизменны. Степень их проявления можетзависеть от функционального состоянияорганизма и соответствует доминирующейв данный момент потребности.

Эти рефлексымогут угасать или усиливаться изначительно изменяться в ходе онтогенеза.

Большинство безусловных рефлексовначинает функционировать сразу послерождения человека или животного, нонекоторые из них (например, половые)проявляются на определенных этапахонтогенеза – по мере созревания половой,эндокринной, нервной и другихфизиологических систем.

Существует множествоклассификаций безусловных рефлексов,базирующихся на различных основаниях.

По физиологическойхарактеристикевыделяют следующие виды рефлексов:

1) двигательные,осуществляющие поддержание позы ипередвижение тела в пространстве;

2) висцеральные,или интероцептивные, обеспечивающиесохранение гомеостаза (рефлексы сердечнойдеятельности, дыхательной, пищеварительнойсистем и др.);

3) адаптационные,направленные на ослабление или усилениедействия стимула (защитные иориентировочные).

По биологическойроли различают:

1) сохранительныерефлексы, обеспечивающие регуляциюпостоянства внутренней среды (пищевой,дыхательный, регуляции уровня глюкозыв крови); восстановительный рефлекс –сон; рефлексы продолжения и сохранениярода (половые, забота о потомстве);

2) защитные рефлексы,связанные с устранением вредных агентов,попавших на поверхность или внутрьорганизма (чесание, чихание, мигание,кашель); рефлексы активного уничтоженияили нейтрализации вредных раздражителей– наступательные и агрессивные рефлексы;реакции пассивно-оборонительногоповедения – рефлекс отдергивания,отступления, избегания. Все защитныерефлексы возникают в критическихситуациях.

Особая группарефлексов: ориентировочный рефлекс нановизну и ориентировочно-исследовательскоеповедение.

По классификацииП.В. Симонова выделяются:

1) Витальныерефлексы, обеспечивающее индивидуальноеи видовое сохранение организма.

Сюдаотносятся пищевой, питьевой, рефлексрегуляции сна, оборонительный, иориентировочный рефлекс (рефлекс«биологической осторожности»), рефлексэкономии сил и др.

Критерии рефлексоввитальной группы: неудовлетворениесоответствующей потребности ведет кфизической гибели особи; реализациябезусловного рефлекса не требует участиядругой особи того же вида.

2) Ролевые(зоосоциальные) рефлексы, которые могутбыть реализованы только путемвзаимодействия с другими особями своеговида.

Эти рефлексы лежат в основеполового, родительского, территориальногоповедения, в основе феномена эмоциональногорезонанса («сопереживания») и формированиягрупповой иерархии, где отдельная особьнеизменно выступает в роли брачногопартнера, родителя или детеныша, хозяинатерритории или пришельца, лидера иливедомого.

3)Рефлексы саморазвития, ориентированныена освоение новых пространственно-временныхсред, обращены к будущему. К их числуотносятся исследовательское поведение,безусловный рефлекс сопротивления(свободы), имитационный (подражательный)и игровой, или, как их называет П.В.Симонов, рефлексы превентивной«вооруженности».

Исследовательскийрефлекс формируется постоянныминформационным голодом, которыйопределяет поиск информации как фактораразвития нервной системы. Рефлекссвободы играет огромную роль в эволюции– без него было бы невозможно добитьсяудовлетворения той или иной потребностипри наличии внешних препятствий.

Особенностью группы безусловныхрефлексов саморазвития является ихсамостоятельность; она не выводима издругих потребностей организма и несводится к другим мотивациям.

Безусловныйрефлекс может быть относительно простыми выражаться в одиночном рефлекторномакте (например, сокращение зрачка) илисложным, состоящим из несколькихпоследовательных звеньев, где конецодного рефлекторного звена служитначалом следующего (инстинкт).

Инстинкты

Впроцессе формирования различных видовжестко закреплялись и наследовалисьте программы поведения, которые внаибольшей степени способствоваливыживанию особи и повышению численностипопуляции.

Такиежестко фиксированные в наследственномкоде формы поведения получили названиеинстинктов.

Инстинкт(лат.Instinctus– побуждение)– жизненно важная, целенаправленнаяформа поведения, обусловленная врожденнымимеханизмами, реализующаяся в ходеонтогенетического развития,характеризующаяся строгим постоянством(стереотипностью) своего внешнегопроявления у данного вида организмови возникающая на специфическиераздражители внешней и внутренней средыорганизма.

Общепринятогоопределения инстинктов не существует.Одно из первых определений было сделанонемецким зоологом Г.Э. Циглером (1914 г.),который утверждал, что действие должносчитаться инстинктивным, если онохарактеризуется следующими критериями:

1.

Побуждение и способность к данномудействию является наследственнымсвойством вида.

2.Действие не требует предварительногообучения.

3.Действие выполняется одинаково,стереотипно у всех представителейданного вида.

4.Действие соответствует анатомо-физиологическимособенностям и экологическим условиямобитания данного вида.

Внастоящее время наиболее общим являетсяследующее определение инстинкта:инстинкт – это совокупность двигательныхактов и сложных форм поведения,свойственных животному данного вида,возникающих на раздражение из внешнейи из внутренней среды организма ипротекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлениемэтих актов.

Дляпроявления того или иного инстинктанеобходим ряд условий или факторов,среди которых выделяют внутренние ивнешние. К внутренним факторам относятфизико-химические, метаболические иэндокринные сдвиги в организме.

Так,возникновение полового и родительскогоинстинктов связано с циклическимиизменениями функционирования половыхжелез, а пищевой инстинкт находится взависимости от тех изменений обменавеществ, которые развиваются приотсутствии пищи.

Внешние раздражители,которые в своей совокупности составляютпусковую ситуацию, называют ключевымираздражителями, или релизерами(разрешителями). Каждый ключевой стимулзапускает соответствующий ему комплексстереотипных действий.

Ключевыераздражители являются такими признакамивнешней среды, на которые животные могутреагировать независимо от индивидуальногоопыта врожденным поведенческимактом.

Для каждого ключевого стимула вцентральной программе поведениясуществуют механизмы запускасоответствующей поведенческой реакции,реализация которой не зависит отпоследствий для организма. Если внешниестимулы отсутствуют, то включаетсяпоисковая программа, и только в случаеее успешного осуществления реализуетсясам инстинкт. Таким образом, инстинктразвивается в две стадии:

1.

Предварительная (поисковая илиаппетентная) стадия: наиболее пластична,изменчива, характеризуется переплетениемврожденных и приобретенных компонентовповедения, требует учета конкретныхусловий обстановки и некоторогоиндивидуального опыта. Она модулируется(подготавливается) актуализированнойпотребностью и направляется наопределенную цель, объект внешней среды,способный удовлетворить даннуюпотребность.

2.Завершающая (ригидная) стадия –стабильная, стереотипная и жесткофиксированная в генотипе. На этой стадиипотребности особи удовлетворяютсястандартными действиями.

Протеканиеинстинкта можно представить в видесхемы: эндогенное возбуждение (потребность)– ключевой (пусковой) стимул – комплексстереотипных действий (последовательностьдвигательных актов) – «завершающийакт».

Дажепри наличии внешних и внутренних факторовинстинкт у высших животных и человекаможет не проявляться. Это связано с тем,что нейронные цепи подкорковыхструктур,«запускающие» инстинкты,находятся под достаточно сильнымтормозным влиянием коры больших полушарий(запрещены по З.Фрейду).

Такимобразом, можно выделить следующиехарактерные черты инстинкта:

1)инстинкт – цепьевой безусловный рефлекс,в котором окончание одного звена являетсяначалом следующего;

2)инстинктивные поведенческие акты всегдацелесообразны, носят адаптивный характер;

3)программа стереотипных действий жесткая,непластичная;

4)нервные центры, обслуживающие инстинктивнуюпрограмму находятся в доминантномсостоянии;

5)инстинкты проходят в онтогенезеопределенные стадии своего созреванияи могут проявляться в разной степени взависимости от условий жизни и возраста.

Инстинктивноеповедение часто рассматривают какжесткую систему действий, как поведение,не способное к приспособительнойизменчивости. При всем своем адаптивномзначении инстинкт «слеп», когда организмоказывается в непредусмотреннойситуации. Принципиальная ограниченностьинстинктивного поведения связана срядом причин.

В частности, инстинкт неспособен: анализировать внешнюю ситуацию,используя различные параметры, зависящиеот изменения этой ситуации; формулироватьцели поведения; планировать путидостижения целей; обучаться новым типамповедения.

Тем не менее, результатыработ многих исследователей свидетельствуюто том, что при рассмотрении классическихпримеров инстинктивного поведениянасекомых выявляются участки, в которыхотсутствует однозначная последовательностьдействий и проявляется определенная гибкость поведения.

В процессе такогожестко организованного автоматизмаимеют место особые этапы – этапы гибкогоповедения. Конечно, эти этапы или участкиредки и составляют очень небольшуючасть длинных и сложных автоматизмов.В структуре инстинктов предусмотренымеханизмы внутренней активности,«собственной инициативы» при выбореповедения.

Эта инициатива проявляется,прежде всего, в активном поиске животнымнеобходимых пусковых ситуаций и выборенаиболее эффективных способов длявыполнения поведенческого акта.

Вопросыи задания для самоконтроля.

1.

Дайтехарактеристику безусловных рефлексов.

2.Опишите различные виды безусловныхрефлексов.

3. Дайтеопределение понятия «инстинкт».Охарактеризуйте критерии инстинктивногодействия.

4.Рассмотрите стадии осуществленияинстинкта.

5.Назовите характерные черты инстинктов.

6.Рассмотрите отличия инстинктивного иразумного поведения.

7. Вчем заключаются принципиальныеограничения инстинктивного поведения?

8.Обоснуйте значение безусловных рефлексови инстинктов в приспособительномповедении человека.

Источник: https://studfile.net/preview/3537475/page:5/

Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

  • 10 Февраля, 2019
  • Психология
  • Яна Яковенко

Человек – самое уникальное существо нашей планеты. Изучение человечества, его поведения и рефлексов все еще продолжается, и вероятно, закончится лишь с угасанием homo sapiens. Сегодня мы рассмотрим, какая форма поведения человека является врожденной, а какую он приобретает одновременно со становлением личности.

Поведение – это..

Поведение – это форма взаимодействия живого существа с окружающей средой. И если поведение животных соответствует особенностям их психики, то с человеком все намного сложнее. Его психика часто дифференцирована от поведения. Сегодня наука выделяет 3 типа поведения человека:

  • инстинктивное;
  • разумное;
  • навыки.

При этом в поведении большинства индивидуумов наблюдается совокупность трех форм. Итак, врожденные и приобретенные формы поведения рассмотрим ниже более подробно.

Поведенческий инстинкт

Врожденным (инстинктивным) поведением называют действия, которые практически невозможно отменить. Это тесная совокупность психических и физиологических процессов. Например, хищники, почувствовав голод, используют целый ряд поведенческих форм, чтобы добыть пропитание.

Врожденные формы поведения (инстинкты) – это генетически заложенные типы поведения, которые работают безошибочно. Это рефлексы, необходимые нам для выживания, наше животное “Я”. Образование брачных союзов, рождение потомства, добывание пропитания и т. д. Вот какая форма поведения человека является врожденной.

Безусловные инстинкты, или, как их еще называют, рефлексы (от лат. reflexus – отраженный), регулируют низшие отделы центральной нервной системы и спинного мозга. Они обеспечивают выживание вида и во многом очень полезны, ведь им не нужно учиться.

Они были заложены генетически в ходе эволюции человечества. Например, отдергивание руки от огня при ожоге – это рефлекс, который не требует времени на раздумья.

Однако недавно учеными были обнаружены нейронные связи, которые позволяют контролировать инстинктивное поведение.

Термин “безусловный рефлекс” был введен И. П. Павловым для обозначения инстинктивного поведения, возникающего при воздействии определенных стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот. Набор рефлексов одинаков у особей одного вида. Так, волк охотится при потребности в еде, а некоторые виды стрекоз защищают себя, выделяя железами едкую жидкость, разъедающую кожу.

С первых дней жизни..

Уже с первых дней жизни у ребенка начинают проявляться безусловные рефлексы. Это глотательный, сосательный и хватательный рефлексы. Два первых особенно важны для малыша, последний достался нам от наших обезьяньих предков. Ведь сила пальцев человеческого детеныша настолько велика, что он может висеть в воздухе, ухватившись одной рукой за руку взрослого.

Многие рефлексы запускаются организмом по мере его взросления. Например, ориентировочный инстинкт у животных проявляется далеко не сразу.

При общении с родителями они запускаются быстрее, так как все высшие животные (к коим причисляют и человека) склонны копировать поведение родителей.

Однако известно, что условные рефлексы, приобретенные в процессе жизнедеятельности индивидуума, могут оказывать определенное влияние на рефлексы, изменяя их или совершенствуя.

К безусловным рефлексам также относят рефлекторные реакции, которые возникают в результате воздействия новых незнакомых раздражителей. Это так называемые ориентировочные рефлексы. К ним порой относят и неосознанное внимание.

Условное поведение

Рассмотрев, какая форма поведения человека является врожденной, перейдем к приобретенной.

Приобретенные формы поведения могут меняться в зависимости от среды, в которой обитает человек. Их подразделяют на условные рефлексы и рассудочную деятельность.

Первую индивидуум приобретает в процессе жизнедеятельности, часто методом проб и ошибок. Сюда можно отнести и латентное научение (скрытое).

Например, животное, которому показали еще одну миску с едой, не будет демонстрировать, что помнит об этой мисочке, пока не проголодается.

Вторая форма поведения, рассудочная, присуща только высшим разумным существам – людям и определенным видам животных. К слову, некоторые пресмыкающиеся и млекопитающие настолько умные, что им впору конкурировать с человеческим интеллектом. Например, ученые установили, что у черепах очень высокий интеллект, как, впрочем, и у дельфинов.

В статье мы рассмотрели, какая форма поведения человека является врожденной и чем она отличается от приобретенной.

Источник: https://SamMedic.ru/450168a-kakaya-forma-povedeniya-cheloveka-yavlyaetsya-vrojdennoy-tipyi-i-formyi

Реферат: Врожденные и приобретенные формы поведения

Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

Реферат на тему: «Врожденные и приобретенные формы поведения»

Введение

1. Понятие поведения

1.1 Понятие поведения

1.2 Основные группы поведения

2. Врожденные и приобретенные формы поведения

2.1 Врожденные формы поведения

2.2 Приобретенное поведение

Заключение

Список литературы

Введение

Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. В то время как у человека внутренний план сознания отдифференцирован от поведения, у животных психика и поведение образуют непосредственное единство, так что изучение их психики необходимо включается как компонент в изучение их поведения.

В большом многообразии конкретных актов поведения, которые приходится наблюдать у индивидов на разных ступенях эволюционной лестницы, обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе, типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение. Старания исследователей были сначала направлены главным образом на то, чтобы выявить их отличительные особенности и друг от друга отграничить. Однако в настоящее время с не меньшей настойчивостью встает и вопрос об их взаимосвязях. Лишь раскрыв и их различия, и их взаимосвязи и взаимопереходы, лишь уяснив, как эти различные по своей психологической природе формы поведения сплетаются в конкретном поведении в сложное единство, функционируя одна внутри другой, можно понять их истинную природу и подлинные пути их развития.

Развитие психологически различных форм поведения совершается в результате борьбы двух антагонистических, внутренне противоречивых тенденций наследственности и изменчивости, фиксированности и лабильности.

В каждой форме поведения в той или иной мере представлена как одна, так и другая, как фиксированность, так и лабильность, но их соотношение, мера их в ходе развития изменяется, и это изменение их меры приводит на некоторых узловых точках развития к качественным изменениям типа поведения.

Цель работы рассмотреть врожденные и приобретенные формы поведения. Задачи: во – первых охарактеризовать понятие поведения, затем рассмотреть такие его виды как врожденное и приобретенное.

1. Понятие поведения

Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.

Переводя все это на более понятный язык, можно сказать, что потребность в пище у волка вызывает великое множество разнообразных движений, направленных на поиск добычи и охоту на нее, а так же поглощение пищи и удовлетворение существующей потребности. Все это можно назвать охотничьим поведением.

В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа: врожденное и приобретенное, но между ними нет четкой границы, и большинство поведенческих реакций высших организмов, несомненно, содержит элементы того и другого типа.

1.2 Основные группы поведения

Успешная жизнедеятельность всех живых существ, включая насекомых, во многом обязана многообразию форм и механизмов их поведения. Существуют различные способы классификации поведения. Это связано с большим количеством критериев, которые могут быть положены в ее основу.

Одна из общепринятых классификаций объединяет все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное, где проявляются их индивидуальные поведенческие особенности, репродуктивное – взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, и социальное – поведение между членами сообщества животных и межвидовые взаимоотношения.

Индивидуальное поведение связано преимущественно с пищедобыванием (отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею), оборонительными (защитными) и другими действиями.

Например, представители некоторых видов стрекоз, не имеющих возможность быстро спастись от нападения, защищают себя едкой жидкостью. При попытке ящериц или других животных их схватить, насекомые выбрасывают из себя струйки оранжевой жидкости.

Разлетаясь с большой скоростью на расстоянии 40-50 см, она вызывает сильные ожоги кожи.

Репродуктивное поведение – это сложнейший комплекс поведения, связанный с образованием брачных союзов, строительством жилищ, выведением потомства, его кормлением, защитой, воспитанием и др.

Для ряда видов насекомых характерна сложная активная забота о новом поколении, как, например, у домашних рыжих тараканов. Самка носит капсулу с яичками почти месяц, пока не разовьются зародыши.

А когда поступает сигнал о том, что детям пришла пора покидать яички, она забирается в щель, ловко отцепляет капсулу и отгрызает боковой рубец. Появившихся беленьких тараканчиков с черненькими глазками мать поглаживает усиками и подталкивает к специально подготовленным крошкам пищи.

А потом она водит их из щели в щель, обучая добывать еду. Интересно, что несколько самок группы тараканов объединяются для воспитания малышей, что помогает их выживанию даже в самых сложных условиях среды обитания.

Социальное поведение характеризуется различными типами взаимодействия животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями особей.

Социальное поведение присуще в основном общественным насекомым. В их сообществах существуют как отдельно растущие и размножающиеся особи, так и их закономерно развивающиеся и воспроизводящиеся жизненные организации.

2. Врожденные и приобретенные формы поведения

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида.

К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга.

Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия. Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение.

Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Осуществление врожденных безусловных рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения внутреннего постоянства (гомеостаза) организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром.

Можно сказать, что изменение внутреннего постоянства организма – повышение, например, количества гормонов в крови – приводит к проявлению половых рефлексов, а неожиданный шорох – воздействие внешнего мира – к настораживанию и проявлению ориентировочного рефлекса. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

Врожденное поведение еще называют инстинктивным. Инстинктивное поведение строится в основном по наследственно обусловленной программе и не требует для своей полной реализации специального обучения или тренировки. Оно соответствует базовым врожденным, или инстинктивным, действиям.

Понятие инстинкта (от лат. instinctus – побуждение) появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры. Оно означает врожденную способность живых существ выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения по определенной наследственной программе.

В современной науке обычно избегают употребления понятия «инстинкт» в связи с многообразием и нечеткостью его толкования.

Более употребимым является понятие «инстинктивное поведение», которое понимают как врожденный видотипичный (типичный для данного вида) комплекс поведенческих актов.

Инстинктивные проявления живых существ отличаются удивительной сложностью и целесообразностью, что зачастую не поддается научному пониманию

2.2 Приобретенное поведение

Приобретенным поведением называются все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. В основе приобретенных форм поведения лежит научение.

Научение – это способность приобретать собственный жизненный опыт, приводящий к приспособительным изменениям в поведении животного.

Способность к научению обычно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, и прежде всего млекопитающих, однако она обнаружена у всех животных, за исключением простейших, кишечнополостных и иглокожих, у которых нервная система отсутствует или организация ее весьма примитивна.

Физиологические основы научения изучены пока недостаточно. Научение может осуществляться множеством различных способов. Назовем некоторые из них.

1. Привыкание, или габитуация – процесс, в результате которого утрачиваются уже имеющиеся реакции. Животные привыкают нереагироватьна стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения.

Например, молодые животные часто проявляют беспокойство в ответ на многие стимулы, однако к большей части из этих стимулов они очень быстро привыкают и перестают на них реагировать. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть.

Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.

Поведение на основе научения (обучения) формируется постепенно с накоплением индивидуального опыта и приобретением определенных навыков. Способность к различным формам обучения «включается» наследственной программой на определенном этапе развития или под воздействием некоторых факторов.

Элементарная рассудочная деятельность проявляется у некоторых животных в новой, нестандартной ситуации и осуществляется при отсутствии предварительного обучения. Способность к такой деятельности заложена в наследственной программе животного и реализуется только под ее руководством, предоставляя особи возможность принимать экстренные нетрадиционные решения.

Реальное поведение животных, в числе которых насекомые, чаще всего представляет собой сложное переплетение базовых инстинктивных действий и приобретенного индивидуального опыта.

Заключение

В зависимости от изменяющегося соотношения строения и функции и поведения в ходе биологического развития психики выделяются различные подступени, а именно:

1. Инстинктивные формы поведения в более узком, специфическом смысле слова, т.е. формы поведения с такой зависимостью функции от структуры, при которой изменение поведения по отношению к жизненно важным ситуациям в основном возможно лишь в результате изменения наследственной организации.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения.

Индивидуально-изменчивые формы поведения в свою очередь подразделяются на: а) те, которые основываются на функциональных стереотипах, вырабатывающихся в процессе индивидуального развития, и адаптируются к наличной ситуации, лишь, поскольку она является повторением уже бывших ситуаций: индивидуально-изменчивые формы поведения типа навыков; б) связанные с развитием интеллектуальной рассудочной деятельности.

Установить, что является врожденным, а что приобретенным в поведении животного, возможно лишь опираясь на генетические позиции.

Поведенческие проявления, как и морфологические признаки, обусловлены генетической программой животного, но обычно они воспроизводятся в новом организме под воздействием на него каких-либо факторов.

Чтобы изолировать особей от этих факторов, в экспериментах в основном применяется метод воспитания молоди без контактов с родителями и членами сообщества. Тогда выступают инстинктивные признаки поведения животного, которые независимы от научения и приобретения индивидуального опыта.

А если животное воспитывать без изоляции от традиционного окружения, то проявятся те дополнительные признаки, которые могут развиваться только при обучении. В отдельных случаях это происходит и при участии элементарного мышления. Но в любом случае способность к приобретению новых индивидуальных признаков генетически обусловлена.

Список литературы

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. 1976.

2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности, 1991.

3. Боровский В.М. Психическая деятельность животных. – М.; Л., 1936.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.

5. Дудел Дж., Рюэг И., Шмидт Р., Яниг В. Физиология человека.- В 4 томах, М., Мир, 1985.

6. Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, 1979.

7. Общий курс физиологии человека и животных // Под ред. Ноздрачева А.Д.- М., Высшая школа, 1991.

8. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Руководство по физиологии, 1987.

9. Физиология человека // Под ред. Косицкого Г.И. – М., Медицина, 1985.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-378587.html

Врожденные и приобретенные формы поведения. – БИОЛОГИЯ. Пушина Анна Владимировна

Какая форма поведения человека является врожденной? Типы и формы

  • Образовательные: продолжить изучать ВНД, определить механизм врожденной и приобретенной программ поведения, изучить влияние на поведение рефлексов и инстинктов.
  • Развивающие: развивать у учащихся  образное и аналитическое мышление, развитие памяти.
  • Воспитательные: воспитывать ответственную самостоятельную личность, стремление к самообразованию, интерес к окружающему миру.

Задачи

1.    Обобщить знания по изученным ранее темам ВНД.2.    Раскрыть понятие о поведении животных и человека.3.    Определить различия в образовании приобретенной и врожденной программах поведения.

4.    Закрепить знания, используя видеоматериалы и контрольные вопросы.

Термины и понятия

  • Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации.
  • Инстинкт — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы.
  • Рефлекс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

Актуализация знаний

На прошлых занятиях Вы изучили различные типы анализаторов, нервную систему и ознакомились с  открытиями определенных особенностей высшей нервной деятельности.

Прежде чем приступить к новому занятию, освежите свои знания по изученному материалу.

Продолжите предложения:1.    Анализатор – это функциональная единица, ответственная за….

2.    Рефлексы делятся на две группы – …

3.    И.П. Павлов занимался изучением…4.    Доминанта в ВНД была выделена русским физиологом ….5.    Стремя, наковальня и молоточек находятся в ….6.    Органом восприятия вкуса является….7.    Опыты над рефлексами собаки проводил …

8.    Условные рефлексы возникают ….

Дайте краткие ответы на вопросы:

1.    Что такое кожно-мышечная чувствительность? Где расположены центры ее возбуждения?2.    В чем суть учений Сеченова?3.    Определите какой рефлекс изображен на рисунке 1. Охарактеризуйте его.

Рис. 1. Рефлекс

Изучение нового материала

Каждый человек и животное обладает своей уникальной, определенной формой поведения.  Конечно, не стоит путать с поведением ребенка на уроке – в смысле нарушения дисциплины. Поведение это действие человека (животного) в ответ на действие какого-либо раздражителя. 

Просмотрите видеоролик, который раскроет Вам основы типологии строения психики

Как Вы уже догадались из темы занятия поведение можно разделить на два основных типа – врожденный и приобретенный. При этом оба типа поведения базируются на рефлексах. Так, врожденное поведение базируется на безусловных рефлексах.

Поэтому индивид реагирует на раздражитель так, как заложено было генетически. Кроме  того, врожденное поведение может также зависеть от инстинктов. Инстинкты являются «координаторами» поведения.

Так, например, следуя инстинкту сохранения человек (особенно новорожденный) характеризуется поведением, построенным по принципу «избежать опасности, которая несет вред жизни».

На рисунке 2 показано поведение ребенка в воде, основанное на инстинктах и безусловных рефлексах.

Рис. 2 Поведение ребенка в воде

Приобретенное поведение формируется на базе условных рефлексов. А значит, оно не зависит от генетически переданной информации, а формируется в процессе жизни. Типичным примером создания приобретенного поведения, используя условные рефлексы, является дрессировка животных.

Вы замечали, что при дрессировке собак, за каждый выполненный трюк, их подкармливают? Таким образом, животное запоминает, что выполнив определенное действие – получит пищу.  Позже конечно не всегда подкармливают собак, после команды «лежать», но то, что собака выполнит приказ  – фактически не подлежит сомнению.

Пример выработки приобретенной программы поведения у животных Вы увидите в следующем видеоролике

У человека, ярким примером приобретенного поведения является умение писать. В процессе обучения человек учится связывать  уже известные звуки с значками (буквами-цифрами). Впоследствии, в течение всей жизни, человек пишет без особых проблем, легко и непринужденно.

На рисунке 3 изображено типичное приобретенное поведение животного.
Рис. 3. Приобретенное поведениеПравда, существуют нестандартные ситуации, при которых поведение человека или животного предсказать невозможно. Такое поведение называют стрессовым. 

Понять, что такое стрессовое поведение Вы сможете с помощью следующего видео

Закрепление знаний

1.    Что такое поведение?2.    Какие бывают типы поведения?

3.    Что является основой формирования поведения?

Согласны ли Вы с выражением:

1.    Поведение новорожденных базируется на условных рефлексах?2.    Повлиять на поведение собак не возможно, ведь они человек не может изменить животное?

3.    Инстинкты не влияют на поведение.

Определите, что изображено на рисунках 4-5
Рис. 4 Поведение, инстинкт или рефлекс?

Рис. 5. Какой физиологический процесс изображен?

Домашнее задание

1.    Прочтите параграф  учебника биология2.    Запишите в тетрадь термины по данной теме3.    Ответьте на вопросы в конце параграфа

4.    Найдите яркий пример врожденного и приобретенного поведения.

Интересно, что…

– иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Новорожденные понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное; – на поведение людей влияют телесные ощущения.

Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью».

Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и на оборот;

– административные границы, обозначенные на картах, дают людям психологическое ощущение безопасности. Если природное бедствие (шторм, лесные пожары и т.д.

) происходит в другом районе, а уж тем более, в другой стране, люди склонны менее серьезно к этому относиться, даже если район совсем рядом. Поэтому при объявлении об опасности лучше говорить о непосредственном расстоянии до места стихийного бедствия.

Источник: https://www.sites.google.com/site/biologiapusinaannavladimirovna/informacionno-obrazovatelnye-prostranstva/kurs-biologia-8/vrozdennye-i-priobretennye-formy-povedenia

СамМедик
Добавить комментарий