Какая наука изучает строение клеток печени человека и значение ее для организма

Какая наука изучает строение печени человека

Какая наука изучает строение клеток печени человека и значение ее для организма

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.

Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.

Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов.

Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией.

Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных.

Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.

Есть ещё патологическая анатомия, которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.

Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:

1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро — микроскопический метод.

2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.

Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.

Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм).

Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы.

Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).

Есть ещё патологическая физиология, которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.

Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.

Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.

Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности.

Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике.

Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.

Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.

Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.

Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.

Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.

Становление наук о человеке

Зарубежные учёные

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».

Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.

Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.

Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.

Русские учёные

И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.

Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.

И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.

И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.

Источник: infourok.ru

Источник: https://catalogok.ru/kakaja-nauka-izuchaet-stroenie-pecheni-cheloveka/

Строение печени человека

Какая наука изучает строение клеток печени человека и значение ее для организма

Благодаря печени кровь в организме людей и животных очищается от токсических веществ, проникающих в кровь через желудок вместе с пищей. Строение печени можно рассматривать как уникальную лабораторию, которая постоянно и беспрерывно работает на протяжении всей нашей жизни, защищая организм человека от пагубного влияния различных веществ, поступающих в наш организм из вне.

Но только этим роль печени в нашем организме не ограничивается. На данный момент установлено, что этот орган в организме человека выполняет более чем 500 различных функций. Это и выработка желчи, стимулирующей переваривание жиров, это и регуляция иммунных и эндокринных желез организма и много другое.

  Здоровье каждого органа в нашем организме напрямую связано со здоровьем печени, ведь только здоровая печень будет обеззараживать токсины или убивать бациллы. Больная печень является источником возникновения большинства заболеваний, возникновение которых на первый взгляд не связаны с этим органом.

Исходя из этого многим больным назначается неправильная методика лечения от той или другой болезни, которая, в итоге, не приводит к нужному результату, а только лишь в лучшем случае на какое-то время снимает симптомы заболевания, но не решает данную проблему.

Все возможные медпрепараты (таблетки, суспензии, внутривенные инъекции), предназначающиеся для лечения разных заболеваний, вместе с кровью рано или поздно проходят через печень. А строение печени, как и строение любого фильтра, направленно на задержание всех веществ для дальнейшего разделения на опасные или безвредные для организма. Возьмём к примеру варикозное расширение вен.

На сегодняшний день симптомы этого заболевания всё чаще проявляется у людей до 40 лет, хотя ещё 50 лет назад варикоз воспринимался как болезнь старых людей (старше 60 лет). Большинство молодых людей не придают должного внимания набухшим венам на ногах, так как их увеличение происходит медленно и длится годами.

  Это напрямую связано с качеством пищи, которую мы ежедневно употребляем (транс-жиры, различные синтетические пищевые добавки с индексом Е), неравномерные физические нагрузки тоже изменяют внутреннее строение вен. Ну и что, ведь на экранах телевизоров постоянно идет реклама о чудо мазях, избавляющих от этого заболевания.

Данные препараты, несмотря на их высокую стоимость, не вылечивают, а лишь на определенное время снимают симптомы заболевания (боль или отёк). Причина варикозного расширения вен заключается в больной печени, не справляющейся с очисткой крови, из-за чего процессы продвижения крови в направлении снизу-вверх замедляется. Существует множество заболеваний, непосредственно связанных с печенью.

Для того, чтобы разобраться с заболеваниями печени и рядом других сопутствующих заболеваний нужно изучить строение печени, понять, как он функционирует в нашем организме. Изучить диагностику этого органа и исходя из этого изучить методы лечения печени средствами традиционной и народной медицины. Только такой подход к данному вопросу позволит принять правильное решение при выборе лечения и поможет избавиться от многих хронических заболеваний.

Печень и ее строение

В отличие от других желез, которые находятся в организме, печень относится к жизненно важным органам, после удаления которых человек через 1- 5 дней умирает. Например, удаление селезенки, желчного или мочевого пузыря и даже части желудка не отнимет возможности прожить ещё много лет.

Но, с другой стороны, строение печени позволяет ей использовать свой резерв клеток, помогающий ей восстанавливаться после значительных повреждений.

Поэтому если у Вас возникли проблемы с этим органом, то Вы сможете их решить, если не самостоятельно, то хотя бы с помощью специалиста, если вовремя обратите внимание на первые симптомы заболевания печени.

Давайте рассмотрим печень и ее строение более детально. Мы знаем, что в организме человека печень располагается в правой верхней части брюшной полости. Крепиться она к брюшной стенке, желудку, кишечнику и диафрагме связками и с двух сторон прикрыта ребрами.

Как видно из рисунка (печень вид спереди) анатомически выделяются две печеночные доли – правая и левая. Важно отметить, что правая доля в несколько раз массивней левой. В ней расположено два сегмента – квадратная и хвостатая доли. Данные печеночные доли разделены между собой спереди брюшиной в виде серповидной складки.

Если посмотреть сзади, то они разделены между собой венозной складкой, а снизу — круглой связкой, которая располагается в борозде. Бесперебойная работа печени обеспечивается кровоснабжением из двух источников – печеночной артерии и воротной вены.  По печеночной артерии поступает насыщенная кислородом артериальная кровь.

По воротной вене из селезенки и кишечника в печень поступает венозная кровь. Как отмечено выше артериальная и венозная кровь поступает в печень по двум магистральным сосудам через своеобразное углубление, которое расположено внизу правой доли.

Данное углубление, через которое проходят два магистральных кровеносных сосуда называют воротами печени. Кроме кровеносных сосудов в печени есть и сосуды, по которым протекает желчь. Такие сосуды отходят от каждой клетки печени и вначале образуют желчные канальцы.

Соединяясь такие канальцы образуют междольковые протоки, последние в свою очередь образуют септальные протоки, септальные — внутрипеченочные. Левый и правый печеночные протоки в области ворот печени соединяются и таким образом образуется общий желчный проток.

Через общий желчный проток в желчный пузырь поступает вся выработанная в печени желчь. Рассматривая строение печени надо отметить и роль желчного пузыря, так как он беспрерывно взаимодействует с печенью.

Расположен он в правой продольной борозде печени. Условно желчный пузырь разделяют на дно, тело и шейку. В желчный пузырь кровь поступает через специальную пузырную артерию. Данная артерия отходит от печеночной артерии. Вместе желчные протоки и желчный пузырь образуют желчевыводящие пути.

Протекание желчи по желчевыводящим путям происходит благодаря сокращениям мышц, которые расположены на стенках желчных протоков и желчного пузыря. В некоторых местах желчевыводящих путей мышцы имеют утолщение (другими словами мышечный слой утолщен). Такие своеобразно утолщенные мышцы желчевыводящих путей называют сфинктерами или своеобразными воротами для желчи.

Роль сфинктеров уникальна. Нормальная работа желчевыводящей системы обеспечивается благодаря сфинктерам.

Печень постоянно вырабатывает желчь необходимую для переваривания пищи в тонком кишечнике, стимуляции его моторики, стимулирования выделения поджелудочной железой сока, для противомикробного действия и предупреждения процессов гниения, а также для участия в процессах переваривания белков углеводов. Так вот, как все это работает?

Печень постоянно вырабатывает желчь, но в желудок она поступает только после начала приема пищи. Следовательно, до приема пищи желчь храниться в желчном пузыре.

В промежутках между приемами пищи продвижение желчи из желчного пузыря в желудок регулируется сфинктерами. К примеру, когда мы спим сфинктеры закрыты и соответственно желчь не поступает в двенадцатиперстную кишку, хотя из печени проход к желчному пузырю у нее открыт.

Но желчный пузырь не безразмерный, он накапливает в себе желчь только до определенного количества. Поэтому постоянно поступающая в него желчь сгущается, таким образом увеличивается ее консистенция. Сгущение желчи происходит за счет выделения лишней жидкости.

Концентрированную желчь желчного пузыря медики называют «пузырной», а вырабатываемую печенью – «печеночной».

Говоря о строении печени важно упомянуть и то, что вся поверхность этого органа покрыта фиброзной оболочкой, которую принято называть глиссоновой капсулой. Вся консистенция печени мягкая, но в тоже время ее структура плотная, которая имеет красно-коричневый цвет.

Больше половины общей массы печени составляют гепатоциты – специфические печеночные клетки. Скопление таких клеток образуют специальные печеночные дольки, которые имеют высоту 1, 5-2 мм и соответственно диаметр такой же величины. Печеночные дольки расположены вокруг центральной вены в виде радиальных балок.

Говоря о взаимодействии нервной системы и печени можно отметить то, что нервные сплетения неравномерно расположены в печени. Так они на всем протяжении сопровождают желчные протоки и печеночную артерию, но именно сама ткань печени не пронизана нервными окончаниями.

И даже при тяжелых поражениях тканей печени (цирроз, перерождение клеток печени) больные не ощущают явных острых болей в этом органе.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что только понимание строения печени, ее работы и функции, изучение болезней и симптомов, связанных с этим органом, поняв методику диагностики и методы лечения можно и самому, при помощи полученных знаний, избавиться от болезней.

Будьте здоровы и жизнерадостны!

Читайте далее функции печени в организме человека

Related posts:

Источник: http://muvrasil.ru/pechen/stroenie-pecheni-cheloveka

Наук изучает строение клеток печени человека

Какая наука изучает строение клеток печени человека и значение ее для организма

Разделы биологии.

1. Анатомия — изучает внутреннее строение живых организмов

2. Физиология — изучает процессы жизнедеятельности организмов

3. Гистология — раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканейживых организмов

4. Морфология– наука о строение и форме организмов, особенности внешнего строения

5. Микробиология— предметом изучения являются микроорганизмы (в основном вирусы, бактерии, грибы, водоросли, простейшие) и их биологические признаки и взаимоотношения с другими организмами.

6. Микология — наука о грибах

7. Бриология– наука о мхах

8. Этология — наука о поведении животных

9. Ихтиология — наука о рыбах

10. Оринтология — наука о птицах

11. Зоология — наука о животных

12. Экология –наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды

13. Цитология — наука о клетках

14. Эволюционное учение — наука, изучающая закономерности исторического развития органического мира

15. Систематика— наука, изучающая родственные связи организмов

16. Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившиеся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности (останки вымерших организмов)

17. Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами

18. Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах

19. Биотехнология – изучает возможности использования микроорганизмов в качестве сырья

20. Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

21. Генетика– наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

22. Психология— наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Проверь себя

Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) анатомия

2) эволюционное учение

3) генетика

4) экология

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

Систематика — это наука, изучающая

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) систематика

Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика

2) антропология

3) экология

4) молекулярная биология

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) палеонтология

2) генетика

3) эмбриология

4) систематика

Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) анатомия

2) физиология

3) гигиена

4) психология

Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) анатомия

2) антропология

3) ветеринария

4) гигиена

При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) медицины

2) эволюционного учения

3) агротехники

4) молекулярной биологии

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «физиология»?

1) стро­е­ние кле­ток насекомых

2) си­сте­ма­ти­ку по­кры­то­се­мен­ных растений

3) про­цес­сы внут­ри­кле­точ­но­го ды­ха­ния рыб

4) стро­е­ние зад­них ко­неч­но­стей лягушек

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «цитология»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых животных

2) стро­е­ние кле­ток растений

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции дыхания

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей животных

Закономерности пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков изучает

1) генетика

2) систематика

3) антропология

4) биохимия

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

1) палеонтология

2) этимология

3) физиология

4) генетика

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

1) антропология

2) зоология

3) криптология

4) ботаника

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

1) ге­не­ти­ка

2) эм­брио­ло­гия

3) цитология

4) физиология

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша человека?

1) ци­то­ло­гия

2) ге­не­ти­ка

3) физиология

4) эмбриологи

На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека. Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

1) анатомии

2) физиологии

3) генетики

4) гигиены

Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

1) се­лек­ция

2) эко­ло­гия

3) физиология

4) палеонтология

Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экология

Уровни организации живой материи

Молекулярный –представлен молекулами. Любая живая система проявляется на уровне функционирования сложных органических соединений, которые отличаются крупными молекулами (биополимеры).

Клеточный –представлен клетками. Клетка является структурной и функциональной единицей, а также единицей развития живых организмов.

Организменный –многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов для выполнения различных функций, одноклеточный организм — это целостная живая система, способная к самостоятельному существованию.

Популяционно – видовой – совокупность организмов одного и тоже вида, объединенных общим местом обитания. Именно здесь протекают простейшие эволюционные преобразования.

Экосистемный (биогеоценотический) – совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объеденных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

Биосферный – система высшего порядка. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на нашей планете.

Проверь себя.

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И. Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) биосферный

4) органоидно-клеточный

Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) клеточный

4) биосферный

Методы биологии

Научный метод –совокупность приемов и операций, используемых при построение системы научных знаний.

Наблюдение —преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Метод на­блю­де­ния лежит в ос­но­ве описательного метода.

Описательный метод –описание объектов и явлений. Он заключается в сборе фактического материала и описании его.

Сравнение –сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходств и различия.

Исторический метод –сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.

Эксперимент –целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления. Активное воздействие на объект изучения.

Моделирование –использование абстрактных моделей, схем, описаний, заменяющих реальные объекты и процессы.

Генеалогический метод — заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака. На основе полученных сведений прогнозируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.

Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ме­то­ды — вы­яв­ле­ние ис­ко­па­е­мых про­ме­жу­точ­ных форм, вос­ста­нов­ле­ние фи­ло­ге­не­ти­че­ских рядов и об­на­ру­же­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­ко­па­е­мых форм.

Один из ос­нов­ных методов, ко­то­рый ис­поль­зу­ют в цитологии, — это метод све­то­вой мик­ро­ско­пии — рас­смат­ри­ва­ние под микроскопом.

Научное познание:

Проводиться наблюдение над объектом или явлением —— на основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение) —-проводиться научный эксперимент —— проверяемая в ходе гипотеза может быть названа теорией ли законом.

Теория — учение, си­сте­ма идей или принципов. Яв­ля­ет­ся совокупностью обоб­щен­ных положений, об­ра­зу­ю­щих науку или ее раздел.

Наблюдаемый факт — это опи­са­ние того, что можно на­блю­дать при не­ко­то­рых условиях. Усло­вия проведения на­блю­де­ния — опи­са­ние того, при каких усло­ви­ях можно на­блю­дать описанное в пер­вой части утверждения.

Проверь себя.

Какое био­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние может про­ве­сти женщина, изображённая на кар­ти­не Анри Ма­тис­са «Женщина перед аквариумом»?

1) определить фи­зи­че­ские свой­ства воды в аквариуме

2) сравнить со­став воды в ак­ва­ри­уме с водой в реке

3) определить ви­до­вой со­став оби­та­те­лей аквариума

4) описать форму аквариума

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента

2) наблюдения

3) моделирования

4) анализа

Каким методом воспользовался И. П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения

4) гибридологическим

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) моделирования

2) измерения

3) наблюдения

4) экспериментальных

Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я. Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью па­ле­он­то­ло­ги­че­ских методов?

1) половое по­ве­де­ние земноводных

2) эволюцию млекопитающих

3) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

4) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?

1) микроскопия

2) гибридизация

3) вскрытие

4) наблюдение

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки растений?

1) гибридизация

2) вскрытие

3) микроскопия

4) эксперимент

Каким ме­то­дом вос­поль­зо­вал­ся И.П. Павлов, чтобы уста­но­вить ре­флек­тор­ную при­ро­ду вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока?

1) наблюдение

2) моделирование

3) эксперимент

4) описание

Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?

1) экс­пе­ри­мент

2) на­блю­де­ние

3) сравнение

4) анализ

Каким ме­то­дом вос­поль­зу­ет­ся учёный-зоолог при уста­нов­ле­нии род­ства между озёрной ля­гуш­кой (1) и зелёной жабой (2)?

1) аб­стра­ги­ро­ва­ния

2) экс­пе­ри­мен­таль­ным

3) моделирования

4) сравнения

Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки — это

1) факт

2) эксперимент

3) теория

4) гипотеза

Сформулировать гипотезу — значит

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) агроном

2) зоотехник

3) селекционер

4) ветеринар

Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) цитолог

2) эмбриолог

3) анатом

4) селекционер

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) динамометр

2) спирометр

3) фонендоскоп

4) глюкометр

Источник: https://bb-r.ru/nauk-izuchaet-stroenie-kletok-pecheni-cheloveka/

СамМедик
Добавить комментарий