Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

особенности строения головного мозга у млекопитающих

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Источник: https://znanija.site/biologiya/12410998.html

Класс Млекопитающие или Звери. Биология 8 класс Сонин

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

Сумчатые, Подкласс Однопроходные

Вопрос 1.Чем млекопитающие отличаются от представителей других классов позвоночных животных?

Отличительные черты млекопитающих от представителей других классов позвоночных:

• выкармливание детенышей молоком;

• живорождение;

• теплокровность;

• наличие волосяного покрова;

• высокий уровень организации центральной нервной системы (развитая кора больших полушарий головного мозга), обеспечивающий сложное поведение и способность к обучению;

• развитое наружное ухо;

• 7 шейных позвонков;

• альвеолярные легкие с наибольшей (среди всех позвоночных) относительно тела поверхностью газообмена;

• расположение конечностей под туловищем (но не по бокам, как у рептилий).

Вопрос 2. Когда и от кого произошли млекопитающие? Охарактеризуйте значение ароморфозов, сопровождающих их появление.

Млекопитающие произошли от древних рептилий в самом начале мезозойской эры, т.е. раньше птиц, но развитие, приведшее к современному богатству форм этого класса позвоночных, относится к кайнозойской эре, после вымирания крупных рептилий.

Эволюция млекопитающих сопровождалась целым рядом крупнейших изменений в морфофизиологической организации, повышающих общий уровень организации – ароморфозов: 1) высоким развитием нервной системы, в особенности коры больших полушарий, обеспечившей приспособление к условиям существования путём изменения поведения; 2) дифференцировкой позвоночного столба на чётко выраженные отделы и перемещением конечностей с боков тела под туловище, что снижает нагрузку на мышцы в покое и при движении; это позволяет сократить энергетические затраты на поддержание тела в пространстве; 3) возникновением органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери и выкармливание детёнышей молоком; 4) полным разделением кругов кровообращения и возникновением теплокровности; 5) появлением шёрстного покрова, позволяющего сохранять тепло; 6) возникновением бронхиального древа, обеспечивающего адресную доставку вдыхаемого воздуха к поверхности газообмена, и альвеолярных легких, повысивших интенсивность дыхания и, как следствие, общий уровень обменных процессов.

Вопрос 3. Предложите критерии разделения млекопитающих на подклассы.

Современные млекопитающие представлены двумя подклассами: Первозвери (Однопроходные) и Настоящие звери (Сумчатые и Плацентарные).

К плацентарным, или высшим зверям, относится большинство современных млекопитающих, которых подразделяют на многочисленные и разнообразные отряды, включающие 4,5 тыс. видов.

Благодаря высокой организации коры мозга плацентарные смогли расселиться не только по всей суше земного шара, но и по всему Мировому океану, проникли даже в воздушную среду (летучие мыши), где выдерживают конкуренцию с птицами.

Вопрос 4. Каковы особенности строения кожи млекопитающих? Какие кожные железы есть у млекопитающих?

Кожный покров образован из двух слоев: наружного — эпидермиса и внутреннего — дермы (собственно кожи). Эпидермис дает начало многим производным кожи: иглам, волосам, когтям, копытам, рогам, чешуе, различным железам.

Под кожей расположен слой подкожной жировой клетчатки. Особенно сильно он разбит у водных зверей (китов, тюленей) и у видов, впадающих на зиму в спячку (суслики, сурки, барсуки и др.).

Для них жир во время спячки служит основным энергетическим материалом и источником эндогенной (вырабатываемой внутри организма) воды.

Кожные железы у млекопитающих разнообразны по строению и функциям: потовые, сальные, пахучие, млечные. Потовые железы выделяют пот, состоящий из воды, мочевины и солей. Они являются органами выделения и терморегуляции.

Сальные железы выделяют жирный секрет для смазки волос (защищает их от высыхания и намокания). Проток железы открывается в волосяную сумку. Секрет кожных пахучих желез, как и другие пахучие выделения, служит наиболее важным средством внутривидового общения — химической сигнализацией.

Млечные железы представляют собой видоизменение простых трубчатых потовых желез. Расположение желез и сосков различно. Число последних стоит в прямой связи с плодовитостью вида.

Наличие млечных желез — важнейшее приобретение зверей — позволяет выкармливать детенышей молоком, содержащим белки, жиры, сахара, витамины, минеральные соли и иногда защитные вещества.

Вопрос 5. Назовите особенности головного мозга млекопитающих.

Особенности строения головного мозга млекопитающих:

• крупные размеры;

• разрастание коры больших полушарий;

• у большинства видов она не гладкая, а образует многочисленные борозды, увеличивающие ее поверхность;

• большой мозжечок, дифференцированный на несколько отделов, что связано с очень сложным характером двигательной активности зверей.

Вопрос 6. В чем состоит роль слепой кишки? У каких животных она наиболее развита?

Слепая кишка (заканчивающаяся у некоторых зверей червеобразным отростком) находится на границе тонкого и толстого кишечника. Слепая кишка выполняет роль «бродильного чана», в котором сбраживается растительная клетчатка: она развита тем сильнее, чем больше растительной клетчатки поглощает животное. Хорошо развита слепая кишка, например, у грызунов и зайцеобразных.

Вопрос 7. Что такое плацента? Как без нее обходятся яйцекладущие и сумчатые млекопитающие?

Плацента (лат. placenta, от греч. places — лепешка), иначе детское место — орган, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития. Через плаценту зародыш получает кислород, а также питательные вещества из крови матери, выделяя в нее продукты распада и двуокись углерода. Плацента соединена с зародышем пуповиной.

Степень зрелости новорожденного детеныша особенно резко различается у представителей сумчатых и плацентарных млекопитающих.

Так, у сумчатых детеныш покидает тело матери очень рано — как только заканчивается запас зародышевых питательных веществ, так как из-за отсутствия плаценты питаться за счет материнского организма не может.

Он совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни и длительное время доразвивается и выкармливается молоком в сумке матери.

У представителей плацентарных детеныш в материнском организме развивается более продолжительный период, получая питание от матери через плаценту. Детеныш в этом случае рождается уже более приспособленным к самостоятельной жизни.

Но и среди плацентарных млекопитающих наблюдаются значительные различия в степени зрелости новорожденных. Например, у кроликов детеныш рождается без шерсти и слепым, а зайчихи рождают детенышей, покрытых шерстью и зрячих. В данном примере различия в приспособленности детенышей объясняются степенью заботы о потомстве родителей.

Вопрос 8. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика млекопитающих и рептилий» (работа в малых группах).

Сравнительная характеристика млекопитающих и рептилий

Вопрос 9. Преодолению каких физических факторов окружающей среды способствует теплокровность?

Теплокровные животные имеют постоянную устойчивую температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды. У холоднокровных животных температура тела изменяется в зависимости от температуры окружающей среды. Теплокровными животными являются млекопитающие и птицы.

Все остальные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, рыбы) и все беспозвоночные являются холоднокровными. Теплокровность считается более выгодным свойством организма с точки зрения эволюции, так как позволяет существовать в самых различных климатических условиях и сохранять активность и в холодное, и в жаркое время года.

Обеспечивается теплокровность механизмами терморегуляции.

Поддержание высокой температуры тела обеспечивается за счет того, что на холоде процессы теплопродукции в организме преобладают над процессами теплоотдачи.

Но поддержание температуры за счет возрастания теплопродукции требует большого расхода энергии, поэтому животные в холодный период года нуждаются в большом количестве пищи или тратят много жировых запасов, которые они накопили летом.

Поэтому, например, птицам, остающимся зимовать, страшны не столько морозы, сколько бескормица. И именно из-за недостатка еды, а не из-за холода впадают в спячку зимой некоторые теплокровные, например, медведи.

Вопрос 10. Обсудите в классе чем отличаются друг от друга первозвери, сумчатые и плацентарные млекопитающие. В чем их сходство? Результаты обсуждения занесите в таблицу.

К сумчатым, или низшим зверям, относятся опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатая летяга, сумчатый крот и др.

Сумчатые обладают рядом своеобразных черт.

1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, и детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. Вначале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы.

2. Мозг очень примитивен.

3. Температура тела хотя и выше, чем у однопроходных, но ниже, чем у плацентарных, и непостоянна.

Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке.

К однопроходным (первозверям) относятся только утконос, ехидна и близкая к ней проехидна. Первозвери характеризуются очень примитивными чертами.

1. Размножаются посредством откладывания некрупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц.

2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку.

3. Соски отсутствуют, и млечные железы открываются многочисленными отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают.

4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся.

5. Температура тела непостоянная и колеблется от 26 до 34 °С.

6. Только у ехидны имеется выводковая сумка – складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения.

7. Мягкие губы отсутствуют, и челюсти покрыты роговым клювом.

Однопроходные распространены только в Австралии, на Тасмании и Новой Гвинее.

Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/8-klass/sonin/16

Класс Млекопитающие особенности строения внешнего и внутреннего (Таблица)

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

Внешне млекопитающие очень разнообразны, их строение тела зависит от условий среды обитания и образа жизни. У млекопитающих имеется голова, шея, туловище с двумя парами конечностей и хвост. На голове есть рот, нос, глаза, уши.

Рот у млекопитающих ограничен мягкими подвижными губами, которые в детстве участвуют в сосании молока, а позже в захвате пищи. Глаза предохраняют развитые веки. По их краям расположены ресницы.

Мигательная перепонка у млекопитающих недоразвита.

В отличие от земноводных и пресмыкающихся конечности у млекопитающих располагаются под туловищем, поэтому оно приподнято над поверхностью земли.

Тело млекопитающих покрыто прочной и эластичной кожей. В ней находятся основания волос. Различают длинные толстые остевые волосы и короткие мягкие пуховые волосы.

Особо выделяют жёсткие длинные волосы — вибриссы. Как правило, вибриссы располагаются на голове (так называемые «усы» зверей), на нижней части шеи, на груди.

Более подробно строение различных систем млекопитающих расмотрено в таблице ниже.

На рисунке ниже дано внешнее строение млекопитающих (на примере кролика)

Особенности строения млекопитающих

Строение млекопитающихОсобенности строения млекопитающихФункции
Покровы тела– кожа (прочная и эластичная, есть салные и потовые железы);- волосяной покров (состоит из жестких остевых волос и мягких тонких волос подшерстка, вырастающих из волосяных луковиц в коже);- когти, ногти или копыта на концах пальцевЗащита
Скелет1. Череп (мозговая часть и лицевая)2. Позвоночник – 7 шейных позвонков; 12-15 грудных (к ним прикреплены ребра, соединенные спереди с грудиной, образуя грудную клетку), 2-9 поясничных позвонков, 3-4 крестцовых, хвостовые позвонки (количество зависит от длины хвоста)3. Пояс передних конечностей (две лопатки и две ключицы)4. Пояс задних конечностей (три пары сросшихся тазовых костей)5. Скелеты конечностей (строение зависит от условий жизни)1. Защита головного мозга, захват и измельчение пищи2. Опора тела.3. Связь передних конечностей с позвоночником.4. Связь задних конечностей с позвоночником
МышцыОсобенно развиты мышцы спины, поясов конечностей и конечностей.Осуществление различных движений
Пищеварительная системаРотовая полость (имеет зубы, язык, слюнные железы) –» глотка –> пищевод –> желудок –» кишечник (тонкий и толстый отделы и прямая кишка, в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) –» анальное отверстие.Измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ в кровь
Дыхательная системаНосовые полости, гортань, трахея, два легких. Дыхание с помощью диафрагмы.Насыщение крови кислородом, удаление углекислого газа
Кровеносная системаЧетырехкамерное сердце, два круга кровообращения.Обмен веществ клеток с кровью.
ВыделениеПочки (по одной с каждой стороны тела) –» мочеточники (от каждой почки) –» мочевой пузырь (один) –» мочеиспускательный канал.Удаление избытка воды и продуктов распада
Нервная система1. Головной мозг – на больших полушариях переднего мозга есть кора с извилинами (связано с более сложным, чем у остальных животных, поведением); хорошо развит мозжечок (связано с координацией более сложных движений)2. Спинной мозг.3. Нервы.Управление движениями, безусловные и условные рефлексы; восприятие и проведение сигналов
Органы чувствСтепень развития каждого из органов чувств зависит от образа жизни животного.
ПоведениеСложное, легко формируются рефлексы, обеспечивая быстрое приспособление к меняющимся условиям среды
РазмножениеВсе раздельнополые, большинство (кроме яйцекладущих) вынашивают детенышей в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой (через пуповину).Беременность – процесс внутриутробного развития зародыша.Детенышей выкармливают молоком, образующимся в млечных железах (молоко – смесь белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды, необходимых детенышу).Проявляют заботу о потомстве.

На рисунке ниже представлено внутреннее строение млекопитающих

Источник: https://infotables.ru/biologiya/37-biologiya-zhivotnykh/407-klass-mlekopitayushchie-osobennosti-stroeniya-tablitsa

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

  • 15 Октября, 2019
  • Неврология
  • Вера Васильева

Головной мозг — это один из органов, составляющих центральную нервную систему млекопитающих.

Он служит основным регулятором работы организма. Для понимания его функционирования важно ответить на вопрос о том, каковы особенности строения головного мозга у млекопитающих.

А также имеет смысл проследить этапы его эволюционного развития.

Общая характеристика головного мозга млекопитающих

Мозг млекопитающих состоит из тех же отделов, что и мозг остальных позвоночных. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих в сравнении с другими позвоночными? Для млекопитающих характерен большой объем и сложнейшее устройство полушарий переднего мозга (прозэнцефалона).

Нередко встречается ошибочное мнение о том, что кора головного мозга впервые появилась у млекопитающих. Это не так — впервые она появилась у пресмыкающихся, а вот интенсивно развиваться начала лишь у млекопитающих.

У млекопитающих, обладающих высоким уровнем организации, кора образует множество борозд и извилин. За счет этого ее площадь значительно увеличена. Также существенное развитие получили средний мозг и мозжечок головного мозга.

Это объясняется с тем, что для млекопитающих характерны высокая моторная активность, сложная система как рефлексов, так и органов чувств.

Эволюция головного мозга млекопитающих

Общее направление в эволюционном развитии мозга позвоночных — увеличение объема, особенно переднего мозга, и специализация высших мозговых центров, согласовывающих деятельность органов, сложного поведения и функционирование всего организма. Мозг млекопитающих крупный за счет увеличения коры, а именно складчатости его плаща.

Появились структуры, обеспечивающие взаимосвязи коры и других отделов ЦНС. Для связи мозжечка и больших полушарий в заднем мозге возникает варолиев мост. Появившаяся новая кора берет на себя выполнение функций высших сенсорных систем. У высших млекопитающих большая часть коры — ассоциативные зоны, выполняющие интегративную функцию.

У приматов очень развиты извилины коры полушарий мозга. В извилинах локализованы двигательные, ассоциативные, чувствительные центры, регулирующие высшую нервную деятельность. Для приматов характерно сложнейшее поведение.

Homo sapiens, относящийся к отряду приматов, имеет развитые большие полушария, где расположены центры речи и второй сигнальной системы, связанной с сознанием и абстрактным мышлением.

Строение головного мозга

В изучение анатомии млекопитающих строение головного мозга занимает важнейшее место. Он состоит из мозжечка, мозгового ствола и парных образований — больших полушарий. Ствол — древнейшая его часть Он включает мост, а также продолговатый, средний и промежуточный мозг.

Структуры ствола состоят из массы белых волокон и погруженных в него ядер серого вещества. На поверхности мозжечка и полушарий имеется кора, формирующая извилины и борозды.

Таким образом, давая характеристику головному мозгу млекопитающих, говорят, что в нем выделяют 5 отделов:

  • продолговатый;
  • задний;
  • средний;
  • промежуточный;
  • конечный.

Продолговатый мозг

В полости черепа спинной мозг без особого морфологического изменения переходит в продолговатый мозг. В противоположность спинному мозгу он не имеет сегментированного и повторяемого строения.

В продолговатом мозге серое вещество располагается в переключательных черепно-мозговых ядрах и в ретикулярной формации.

Ретикулярной формацией (или сетчатым веществом) называется группа нервных клеток с отростками, расположенных по всей длине спинного, продолговатого и промежуточного мозга.

Функции:

  • участие в вегетативных, сома­тических, вестибулярных рефлексах и рефлексах органов чувств, таких как вкусовые и слуховые;
  • осуществляет формирование рефлексов, для которых необходимо поэтапное включение различных мышечных групп;
  • регулирует дыхательный, вазомоторный центры, центр регуляции функционирования сердечной системы;
  • обеспечивает потоотделение;
  • восприимчивость к сигналам внутренней среды;
  • координация движений; вестибулярные, тонические, шейные рефлексы.

Варолиев мост

Содержит ядра черепно-мозговых нейронов, образованных из серого вещества. Проводящие пути варолиева моста соединяют продолговатый мозг и мозжечок с большими полушариями.

Функции варолиева моста:

  • через него передается информация из отделов спинного в головной мозг;
  • осознанный контроль движений;
  • пространственная оценка положения тела;
  • восприимчивость рецепторов языка, кожи лица, слизистой носоглотки, глазной конъюнктивы;
  • мимические действия.

Средний мозг

Включает две ножки и крышу и связывает задний и промежуточный мозг. На его крыше (пластинке четверохолмия) находятся:

  • зрительные холмики — центры ответных реакций на зрительные раздражители;
  • слуховые холмики — центры ответных реакций на звуковые раздражители.

Выполняет важную функцию регуляции тонуса мышц, сохранения пространственного положения тела и является центром ориентировочных рефлексов.

Передний мозг

Включает промежуточный мозг и конечный, состоящий из больших полушарий мозга.

Промежуточный — состоит из гипоталамуса, таламуса, метаталамуса и эпиталамуса. Передний мозг — это наиболее развитый отдел головного мозга у млекопитающих

Метаталамусом называют подкорковый центр слуха и зрения, а эпиталамусом — надбугорную часть промежуточного мозга.

В эпиталамус входит эпифиз (другое название — шишковидная железа), выполняющий эндокринные функции.

Таламус (зрительные бугры) — подкорковый центр различных видов чувствительности, кроме обоняния. В таламусе осуществляется первичная обработка информации об ощущениях, например, впервые осознается изменение температуры, зрительных, слуховых образов и т.д.

Гипоталамус образован скоплениями нейронов, имеющих следующие особенности:

  • восприимчивость к составу омывающей их кро­ви;
  • между кровью и нейронами отсутствует отсутствует полупроницаемый гематоэнцефалический барьер;
  • способность к образованию и выделению пептидов, нейромедиаторов и др.

Функции гипоталамуса следующие:

  • управление вегетативными функциями;
  • гомеостаз, регуляция теплообмена, жажды, голода и насыщения, полового поведения, страха, гнева;
  • регуляция циклов бодрство­вания и сна;
  • регуляция деятельности гипофиза;
  • образование нейропептидов, в том числе с морфиноподобным действием.

Мозжечок

Мозжечок головного мозга расположен на задней поверхности варолиева моста и продолговатого мозга. Состоит из двух полушарий и червя, соединяющего полушария между собой. Его поверхность испещрена глубокими бороздами.

Внутри полушарий мозжечка находятся нервные ядра, которые по большей части состоят из белого вещества. Находящееся на поверхности борозд серое вещество пронизывает белое.

У высших млекопитающих мозжечок анатомически состоит из трех частей: новой, взаимодействующей с корой больших полушарий; старой – связанной со спинным мозгом; древней, контролирующей вестибулярные функции и ответственной за координацию движений.

Конечный мозг

Включает два полушария, занимает примерно 80% массы всего головного мозга, покрывая сверху другие отделы. Полушария являются самыми развитыми отделами мозга млекопитающих. Большие полушария головного мозга у млекопитающих разделяются щелью. В ее углублении находится мозолистое тело, соединяющее их.

В состав больших полушарий входит серое вещество, из которого образуются кора полушарий, подкорковые ядра, а также белое вещество, формирующее проводящие нервные пути.

Полушария делятся тремя бороздами, центральной, боковой и затылочно-теменной, на четыре доли: теменную, затылочную, лобную и височную.

Исходя из выполняемых функций, кора головного мозга разделена на три зоны:

  • сенсорная — сюда поступают сигналы от рецепторов и здесь выполняется передача в ассоциативную зону;
  • ассоциативная зона связывает хранящуюся в памяти информацию с поступающей сенсорной и сравнивает сигналы, получаемые от рецепторов; сенсорные сигналы расшифровываются и передаются в связанную с ней моторную зону;
  • моторная зона — здесь, исходя из полученной информации, осуществляется управление движениями.

Масса мозга

Абсолютный вес мозга млекопитающих обусловлен размером животного, его возрастом, полом и видом. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих и как они связаны сего размером? Самый крупный мозг – у больших животных.

Вес его может достигать у китов 7 кг, у слонов 5 кг, у лошадей 600 г, у крупного рогатого скота 500 г, у овец – 100 г, у свиней — 150 г, у собак — 150 г. У человека абсолютный вес мозга примерно 1400 г.

Относительный вес мозга, наоборот, зачастую обратно пропорционален весу животного и приблизительно имеет следующие пропорции по отношению к весу: у китов лишь 1:10500, у слонов — 1:400, у лошадей — 1:700, у свиней — 1:1500, у собак — 1 : 200.

Относительный вес мозга у человека достаточно велик и составляет 1:40. У детенышей относительный вес мозга значительно выше, чем у взрослых.

Уникальность строения мозга человека

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих, мы в общих чертах выяснили. Чем же отличается от прочих мозг гоминоидов, к которым относится человек?

Исследователям всегда было интересно, с чем связано то, что мозг человека в ходе развития формирует новые возможности. Как выяснилось, он с точки зрения анатомии не имеет исключительно человеческих структур. Таким образом, новая функция возникает, но структуры, ответственной за нее, нет.

Уникальность заключается в том, что человеческий мозг очень пластичен. Пластичность проявляется на двух уровнях. Первый уровень состоит в восприимчивости к новой информации и отсутствии предопределенности поведения. Второй — в пластичности нейронов головного мозга.

Пример подобной пластичности — реабилитация после инсульта с восстановлением способностей.

При изучении форм черепов исследователями было обнаружена интересная закономерность: черепа взрослых людей схожи с черепами детенышей человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и гориллы.

После этого наблюдения палеонтолог, биолог-эволюционист Стивен Гулд высказал предположение о том, что, возможно, причина заключается не в костях, а в том, что мозг человека даже в зрелом возрасте не утрачивает инфантильных характеристик.

Таким образом сохраняется поведенческая гибкость, свойственная обезьянам юного возраста, которую они утрачивают, взрослея. Поэтому человек может обучаться новому в течение всей жизни. Ему многое интересно и он имеет больше социальных связей.

Источник: https://SamMedic.ru/477863a-kakovyi-osobennosti-stroeniya-golovnogo-mozga-mlekopitayuschih-anatomiya-mlekopitayuschih

40. Класс Млекопитающие, или Звери

Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих? Анатомия млекопитающих

164. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей кожного покрова млекопитающих, обозначенных цифрами.

I – эпидермисII – собственно кожа1. волос2. сальная железа

3. потовая железа.

165. Какие органы чувств имеют млекопитающие?
Органы осязания – рецепторы кожи; орган обоняния – носовая полость; орган вкуса – язык; орган зрения – глаза; орган слуха – ухо.

166. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета млекопитающих, обозначенных цифрами.

1. череп2. шейные позвонки3. грудные позвонки4. хвостовые позвонки5. тазовые кости6. бедро7. голень8. стопа9. грудная клетка10. предплечье11. кисть12. плечо

13. лопатка.

167. Перечислите кости, составляющие плечевой и тазовый пояс млекопитающих.
Плечевой пояс: парные лопатки и ключицы.
Тазовый пояс: парные подвздошные, седалищные и лобковые кости.

168. Перечислите особенности строения скелета, связанные с наземным образом жизни.1. Появление полноценных конечностей – лап, построенных по принципу рычагов, оканчивающихся кистью с цепкими пальцами – обеспечивают эффективное передвижение по суше. Появляются пояса конечностей, к ним крепятся мышцы, обеспечивающие движения лап.2.

Появление шейного отдела позвоночника – позволяет двигать головой в разные стороны, что способствует лучшей ориентации в пространстве 3. Кости становятся трубчатыми – это дает повышенную прочность и одновременно облегчает скелет 4. Развитие челюстного аппарата. И у растительноядных, и у хищников появляется потребность в более тщательной обработке пищи.

В связи с этим появляются дифференцированные зубы.5. Число шейных позвонков постоянно и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга. Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного.

6. Конечность пятипалая.

Способы передвижения млекопитающих различны — ходьба, бег, лазание, полет, копание, плавание, — что отражается в строении конечностей.

169. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих?
Головной мозг млекопитающих имеет те же отделы, что и мозг других позвоночных, но отличается большими размерами и очень сложным строением полушарий переднего мозга. Наружный слой их состоит из нервных клеток, образующих кору мозга.

Именно в коре полушарий и происходят основные процессы высшей нервной деятельности. У более высокоорганизованных видов млекопитающих кора мозга образует многочисленные извилины и борозды, что резко увеличивает ее площадь. Мозжечок и средний мозг хорошо развиты, так как для млекопитающих характерны высокая двигательная активность и сложные рефлексы.

Органы чувств отличаются большой сложностью и совершенством.

170. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия внутренних органов кролика, обозначенных цифрами.

1. трахея2. легкие3. сердце4. желудок5. почка6. мочевой пузырь7. толстый кишечник8. тонкий кишечник

9. диафрагма

171. Что такое диафрагма? Каковы её функции?
Диафрагма – это непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер. Образована системой поперечнополосатых мышц. Свойственна только млекопитающим.

172. Заполните таблицу.

Системы органов млекопитающих.

173. Опишите работу почек млекопитающих.
Почки млекопитающих состоят из наружного (коркового) и внутреннего (мозгового) слоев. В корковом слое извитые канальцы, берущие начало из боуменовых капсул, внутри которых находятся клубочки кровеносных сосудов.

В них осуществляется фильтрационный процесс, и в почечные канальцы профильтровывается плазма крови – образуется первичная моча. Почечные канальцы образуют несколько колен, в них происходит обратное всасывание из первичной мочи воды, сахара и аминокислот – образуется вторичная моча, поступающая в собирательные трубочки, образующие мозговое вещество.

Конечный продукт белкового обмена – мочевина. Моча поступает в мочеточники, далее – в мочевой пузырь и затем через мочеиспускательный канал – наружу.

174. Зарисуйте схему строения сердца млекопитающих, подпишите его составные части.

175. Пользуясь рисунком в учебнике на с. 236, опишите, как осуществляется движение крови по сосудам у млекопитающих.Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке легочным стволом. Венозная кровь по легочному стволу идет по легочным артериям в легкие.

Обогащаясь кислородом в легких, кровь возвращается по легочным венам в левое предсердие, а оттуда поступает в левый желудочек.

Большой круг кровообращения начинается аортой, выходящей из левого желудочка. Оттуда кровь поступает в крупные сосуды, направляющиеся к голове, туловищу и конечностям.

Крупные сосуды ветвятся на мелкие, которые переходят во внутриорганные артерии, а затем в артериолы и капилляры. Посредством капилляров осуществляется постоянный обмен веществ между кровью и тканями.

Капилляры объединяются и сливаются в венулы и вены, которые сливаются в крупные венозные сосуды, образуя верхнюю и нижнюю полые вены. По ним кровь возвращается в правое предсердие.

176. Какая кровь поступает в правое предсердие?
Венозная кровь.

177. Рассмотрите рисунок и подпишите его. Опишите, как происходит развитие детёныша в матке.

Оплодотворение внутреннее, происходит в яйцеводах. Во время развития в матке формируется плацента, с помощью которой устанавливается связь между эмбрионом и организмом матери.

В результате обеспечивается газообмен в теле зародыша, его питание и удаление продуктов обмена. Продолжительность беременности зависит от многих факторов: размеров тела, готовности потомства к самостоятельной жизни и др.

у некоторых видов детеныши рождаются беспомощными, у других – способными к активным действиям.

178. Что такое плацента? Каково ее биологическое значение?
Плацента – это эмбриональный орган у всех самок плацентарных млекопитающих, некоторых сумчатых и ряда других групп животных, позволяющий осуществлять перенос материала между циркуляционными системами плода и матери.

Функции: • Газообменная • Выделительная • Гормональная

• Защитная.

179. Каково строение половой системы млекопитающих?Половая система у самцов состоит из парных семенников, семявыводящих протоков, придаточных желез и совокупительного органа. Семенники (в них образуются и созревают сперматозоиды) у большинства видов расположены  в специальном мешочке – мошонке.

У самок половая система состоит из парных яичников, яйцеводов,  матки и влагалища. В яичниках образуются яйцеклетки. По мере созревания они выделяются и попадают вначале в верхние участки яйцеводов, где, как правило, и происходит их оплодотворение.

Оплодотворенная яйцеклетка перемещается в матку, где при дальнейшем развитии зародыша образуется  детское место – плацента.

180. Приведите доказательства того, что млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся.Млекопитающие имеют многие черты сходства с пресмыкающимися, особенно в эмбриональном развитии, строении скелета, роговеющих покровах. Это позволяет утверждать, что млекопитающие произошли от древних рептилий.

Сходство взрослых зверей с рептилиями проявляется и в обилии у зверей роговых кожных образований (шерсть, рога, копыта, когти, ногти); в наличии чешуй на хвостах мышей, крыс, бобров, сходных с чешуями пресмыкающихся; в сходном развитии этих чешуй из кожных зачатков.

Особенно заметно сходство с рептилиями у примитивных яйцекладущих  первозверей – утконоса и ехидны.

Большое сходство с млекопитающими имели древние зверозубые пресмыкающиеся. Назвали их так потому, что у них, как и у млекопитающих, были дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные).

В процессе эволюции у млекопитающих развились такие приспособления к выживанию, как совершенная терморегуляция, постоянная температура тела, живорождение и выкармливание детенышей молоком.

Особенно важным было совершенствование центральной нервной системы: сильное развитие полушарий переднего мозга в связи со сложным поведением, совершенствованием органов чувств. Это способствовало широкому географическому распространению млекопитающих и освоению ими всех сред обитания, появлению разнообразных форм тела, высокой численности.

181. Верно ли утверждение, что первозвери ближе к пресмыкающимся, чем другие млекопитающие? Почему?Верно.

В Австралии и на прилегающих к ней островах живут яйцекладущие млекопитающие, которые по своему строению и особенностям размножения занимают промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими.

К ним относятся первозвери: утконос и ехидна.

Сходство с пресмыкающимися:

• При размножении они откладывают яйца, покрытые прочной оболочкой, защищающей содержимое яйца от высыхания. (Но ехидна вынашивает единственное яйцо в особой сумке, представляющей складку кожи на брюшной стороне тела).• Кишечник и мочеполовое отверстие открывается в клоаку.• Соски отсутствуют. (Но есть млечные железы).• Плечевой пояс сходен с таковым у пресмыкающихся.• Низкая температура тела.

• Челюсти покрыты роговым клювом.

182. Назовите представителей сумчатых. Что для них характерно?Сумчатые: каола, кенгуру, сумчатый волк, опоссум.

Черты: плацента отсутствует, детеныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими, вынашиваются в сумке; мозг очень примитивен; температура ниже, чем у плацентарных и непостоянна.

183. Назовите основные признаки плацентарных млекопитающих, которые указывают на их более высокую организацию по сравнению с первозверями и сумчатыми.Плацентарные, или высшие звери – наиболее распространенный инфракласс млекопитающих, считающийся наиболее высокоразвитым. Отличительным признаком плацентарных является рождение в относительно развитой стадии.

Это возможно благодаря наличию плаценты, через которую эмбрион получает от матери питательные вещества и антитела и избавляется от продуктов жизнедеятельности. Зародыш их развивается в матке матери, покрыт плацентой и питается дышит через пуповину.

У плацентарных очень хорошо развит мозг, особенно передний мозг (извилины, кора больших полушарий) и мозжечок, характерно сложное поведение, забота о потомстве.

184. К каким отрядам относятся: бурозубка, крылан, рысь, бегемот?Бурозубка – отряд Землеройкообразные.Крылан – отряд Рукокрылые.Рысь – отряд Хищные.

Бегемот – отряд Парнокопытные.

185. Выполните лабораторную работу «Строение млекопитающих», представленную в тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».

Источник: https://www.biogdz.ru/7-klass/40-klass-mlekopitayushchie-ili-zveri.html

СамМедик
Добавить комментарий